Письмо Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N 03-925 "О направлении методических
Письмо Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N 03-925 "О направлении
методических рекомендаций"
ГАРАНТ:
См. справку "Коронавирус COVID-19"
По заказу Министерства просвещения Российской Федерации федеральным
государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Липецкий
государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского" (далее Исполнитель) в рамках государственного задания разработаны Методические рекомендации
по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее - Методические
рекомендации).
В марте 2021 г. проект Методических рекомендаций был рассмотрен на заседании
Координационной группы по вопросам дошкольного образования и доработан Исполнителем с
учетом предложений экспертного сообщества. Кроме того, Методические рекомендации
согласованы Роспотребнадзором (письмо от 10 июня 2021 г. N 02/11638-2021-23).
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования
Минпросвещения России просит довести до сведения руководителей образовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее ДОО), расположенных на территории субъектов Российской Федерации, информацию о
разработанных Методических рекомендациях для их учёта в работе ДОО.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Директор
Департамента
Е.Е. Семченко
Методические рекомендации
по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Общие положения
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает возможность применения
при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (статья 13 Федерального закона N 273-ФЗ), а при угрозе
возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской
Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения
образовательной программы дошкольного образования - необходимость осуществления
реализации
образовательных
программ
с
применением
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона N 273-ФЗ).
Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять реализацию
образовательной программы дошкольного образования или ее части с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при наличии:
необходимых условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических),
созданных непосредственно в ДОО;
возможностей и согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Настоящие методические рекомендации распространяются на возрастную группу детей
старше 5 лет, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах
до 5 лет не проводятся.
Настоящие методические рекомендации основаны на результатах научных
исследований отдельных аспектов организации и осуществления образовательной
деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного
обучения в сфере дошкольного образования, а также анализа практики реализации
образовательных программ дошкольного образования в различных субъектах Российской
Федерации.
03.10.2024
Система ГАРАНТ
1
Письмо Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N 03-925 "О направлении методических
Основные понятия и сокращения
Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ
информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников.
Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
ДОО - дошкольная образовательная организация.
ДОТ - дистанционные образовательные технологии.
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.
ООП ДО - основная образовательная программа дошкольного образования.
ПК - персональный компьютер.
ПО - программное обеспечение.
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
ЭО - электронное обучение.
ЭСО - электронные средства обучения.
Нормативные правовые основы реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ
При реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ в дошкольной образовательной
организации следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию";
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61573);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2
(Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г., регистрационный N 62296).
Целесообразным для ДОО учитывать следующие нормативные правовые акты: приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ", приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении целевой модели цифровой
образовательной среды". Указанные приказы не регулируют образовательную деятельность
непосредственно в сфере дошкольного образования, но могут быть полезны ДОО для
понимания общих подходов к реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ,
развитию цифровой образовательной среды, формированию единого понятийного
пространства системы образования Российской Федерации.
Модели реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ
03.10.2024
Система ГАРАНТ
2
Письмо Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N 03-925 "О направлении методических
Реализация ООП ДО с применением ЭО, ДОТ может осуществляться в двух основных
моделях:
1. Педагог и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется непосредственное
взаимодействие педагога с детьми, при этом при реализации ООП ДО педагог применяет
элементы ЭО, поскольку деятельность в электронной образовательной среде является
естественной для современного ребенка, способствует повышению его мотивации к познанию
мира, позволяет учитывать его индивидуальные образовательные потребности. Большинство
детей еще в раннем возрасте в семье получают первый опыт обращения с ЭСО, знакомства с
электронными образовательными и информационными ресурсами.
2. Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется
опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ООП ДО реализуется с применением ЭО,
ДОТ и включает как онлайн-формат (режим реального времени, синхронное обучение), так и
оффлайн-формат (асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени). В
последнем случае педагог заранее подготавливает и направляет родителям (законным
представителям) необходимый цифровой образовательный контент. Ребенок осваивает ООП
ДО с помощью указанного контента в присутствии родителей (законных представителей).
Решение о внедрении ДОО данной модели реализации ООП ДО принимается, как правило,
при наступлении вынужденных обстоятельств (карантин, режим самоизоляции, чрезвычайная
ситуация, продолжительная болезнь ребенка и др.) в случае отсутствия возможности
организовать работу по реализации права на обучение по ООП ДО на дому или в медицинской
организации при длительном лечении.
Необходимо также отметить, что в практике образовательной деятельности ДОО
вышеназванные модели могут сочетаться. Например, большинство детей посещает ДОО и
осваивает ООП ДО непосредственно, при этом педагог включает в образовательный процесс
элементы ЭО, а один или несколько воспитанников ДОО в силу вынужденных обстоятельств
осваивают ООП ДО удаленно и опосредованно - с применением ЭО и ДОТ.
Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации ООП ДО должны
осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Особенности образовательной среды ДОО при реализации ООП ДО с применением ЭО и
ДОТ
Образовательная среда ДОО должна соответствовать требованиям ФГОС ДО,
санитарно-эпидемиологических правил (в том числе в части оборудования рабочего места,
освещенности, микроклимата и др.), учитывать положения примерной основной
образовательной программы дошкольного образования, а в случае применения ЭО, ДОТ
включать в себя также:
электронный образовательный контент;
инфраструктуру ЭСО (интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные
панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры и иные средства), ПО,
серверы, микрофоны, камеры, доступ к сети "Интернет";
информационные системы и технологии (образовательные платформы, платформы для
осуществления
онлайн-взаимодействия,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических инструментов и др.).
Используемые в образовательной среде ЭСО должны соответствовать требованиям СП
2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, обязательным требованиям, установленным техническими
регламентами.
Продолжительность
непрерывного
использования
экрана
ЭСО
и
общая
продолжительность использования ЭСО должна соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20,
СанПиН 1.2.3685-21.
Готовность педагогических работников
Руководству ДОО необходимо организовать работу по формированию готовности
педагогических кадров к применению ЭО, ДОТ в образовательном процессе (организация
обучения работников по дополнительным профессиональным программам, анализ и изучение
03.10.2024
Система ГАРАНТ
3
Письмо Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N 03-925 "О направлении методических
лучших практик по реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ, создание системы
методической помощи и поддержки педагогов и родителей (законных представителей) и др.).
Она
должна
охватывать
технологические,
методические,
здоровьесберегающие,
эргономические и психолого-педагогические аспекты.
Педагогические работники образовательной организации, реализующие ООП ДО с
применением ЭО, ДОТ, должны:
знать требования действующего законодательства в области информации,
информационных технологий, защиты информации, персональных данных, реализации ОП с
применением ЭО, ДОТ, а также СП 2.4.3648-20 в части организации образовательного
процесса с использованием ЭСО;
обеспечивать безопасность и доступность образовательного процесса с применением
ЭО, ДОТ;
владеть навыками правильной эксплуатации ЭСО с использованием соответствующего
инструментария (ПО, платформ и сервисов), технически обеспечивающего реализацию ООП
ДО с применением ЭО, ДОТ;
иметь представление и уметь выбирать Интернет-сервисы, локальные приложения,
электронные образовательные и информационные ресурсы, в том числе находящиеся на
внешних интернет-сайтах, для наиболее эффективного решения конкретных образовательных
задач;
учитывать имеющиеся у родителей (законных представителей) ребенка возможности
освоения ООП ДО с применением ЭО, ДОТ;
обеспечивать оптимальное соотношение онлайн- и оффлайн-форматов реализации
ООП ДО;
консультировать родителей воспитанников по вопросам реализации ООП ДО с
применением ЭО, ДОТ.
03.10.2024
Система ГАРАНТ
4