Детский травматизм и его профилактика.
04.06.2025
Травматизм занимает значительное место в структуре общей заболеваемости и смертности среди детей.
В процессе развития дети стремятся к познанию окружающего мира, не всегда понимая потенциальных опасностей и не умея на них реагировать. И чем активнее ребёнок, тем он больше подвержен опасности получить травму.
Под термином «травматизм» понимают как значительные тяжёлые травмы, так и мелкие повреждения, микротравмы. Последние, как наиболее частые, являются источником инфекционных осложнений.
В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). У детей до 6 лет они составляют около 80% всех повреждений. 78% травм дети получают на открытом воздухе и 22% – в помещениях.
Наблюдается зависимость детского травматизма и от пола ребёнка: у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.
Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. Дошкольники, в отличие от детей раннего возраста, в основном получают травмы на открытом воздухе в игровых ситуациях.
Детский травматизм условно можно разделить на несколько типов в зависимости от места, где ребенок может получить травму: бытовой, уличный, спортивный и др.
Бытовой травматизм - самый распространенный, и причина его в большинстве случаев - невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т.п.
Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте особенно важен постоянный надзор за ребенком. Чем старше ребенок, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности. Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма.
Профилактика травматизма.
В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.
Опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности. В первую очередь, родители не должны забывать, что дети требуют особого внимания: они очень подвижны, активны, любознательны, часто недооценивают степень опасности и переоценивают собственные возможности.
Основные мероприятия, которые помогут снизить вероятность травм у детей:
• контроль за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под присмотром взрослых;
• беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения;
• формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия;
• развитие у ребенка ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики;
• правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост, гармоничное физическое и психомоторное развитие.
Профилактика травматизма дома:
• стеклянные межкомнатные двери, дверцы шкафов, а также двери и дверцы со вставками из стекла должны быть устроены или защищены так, чтобы ребенок не смог разбить стекло при прямом ударе, при сильном открывании или закрывании;
• проявлять особую бдительность, когда в доме есть горячие кастрюли на плите, включенные конфорки, передние панели газовых плит и электроплит, горячий утюг - они могут стать причинами ожогов у детей;
• для профилактики ожогов кипятком родители должны контролировать и регулировать температуру воды, вытекающей из бытовых водопроводных кранов (когда ребенок принимает душ, моет руки, умывается);
• все выключатели, электрические звонки и прочие электрические устройства, с которыми ребенок начинает обращаться, должны быть исправны. Электрические розетки в доме должны иметь надежные заглушки;
• дошкольников (5-6 лет) нужно постепенно знакомить с правилами обращения с электроприборами. Ребенок должен видеть, что родители всегда соблюдают технику безопасности, включают и выключают приборы только сухими руками, аккуратны при обращении с электрическими розетками (в том числе придерживают пластмассовые короба розеток, когда вставляют и вынимают электрические вилки);
• на балконе и у открытых окон ребенок должен находиться только под присмотром взрослого;
• шкафы, полки и прочая мебель должны быть прочно закреплены (частая причина травм – опрокидывание шкафа при открывании дверцы). Статуэтки вазы, стеклянную посуду следует устанавливать так, чтобы ребенок во время игры не мог их случайно уронить;
• необходимо, чтобы ребенок учился правильно вести себя за столом пользоваться столовыми приборами, знал, что выходить из-за стола, играть, активно двигаться во время еды - опасно;
• все лекарственные препараты должны быть надежно убраны. К опасным местам хранения лекарств относятся сумки, холодильники и полки в ванной комнате;
• средства бытовой химии, удобрения, химикаты (пестициды, гербициды и т.д.), краски, растворители и другие ядовитые, токсические, едкие взрывоопасные вещества должны храниться так, чтобы ребенок не мог получить к ним доступа;
• нужно учитывать, что причиной отравления ребенка могут быть вещества как столовый уксус, питьевая сода, а также шампуни, декоративная косметика. Все эти средства не должны быть доступны ребенку;
• алкогольные напитки следует хранить в недоступных детям местах.
Профилактика травматизма на улице:
• во время прогулки нельзя оставлять ребенка без присмотра взрослых;
• ребенок должен усвоить правила поведения на качелях (держаться обеими руками, сидеть в центре сидения, не пытаться слезть или, тем более, спрыгнуть, до полной остановки), на горке (не съезжать с горки вниз головой, следить за движениями других детей);
• следует познакомить ребенка с правилами дорожного движения. Он должен понимать, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, лучше – регулируемому – на зеленый сигнал светофора, предварительно убедившись, что в непосредственной близости от пешеходного перехода нет движущихся автомобилей. Родители должны обязательно выполнять правила дорожного движения сами (и как пешеходы, и как автомобилисты), помнить, что ребенок копирует их поведение;
• в автомобиле ребенок может ездить только при наличии специального детского кресла (средства ограничения подвижности ребенка в автомобиле) Рекомендуется, чтобы во время поездки ребенок находился на заднем сидении автомобиля. Необходимо объяснить ребенку значимость средств безопасности (кресло, ремень, подушка безопасности) для защиты от транспортных травм.
Особенности клинической картины травм в дошкольном возрасте
Локализация травм и их клиническая картина у детей имеют свои особенности по сравнению со взрослыми. Переломы костей у детей встречаются реже, чем у взрослых. Это связано с большей эластичностью и гибкостью детских костей. Этими факторами объясняется преобладание у детей переломов костей в виде «надломов» или переломов.
Вывихи у детей встречаются тоже намного реже, чем у взрослых. Большая эластичность и прочность капсульно-связочного аппарата детских суставов объясняет большую частоту так называемых «подвывихов», самым типичным из них является характерный для 2-4-летнего возраста подвывих головки лучевой кости.
Диагностика переломов у детей труднее, чем у взрослых, и чем меньше возраст, тем больше трудностей. Часто переломы можно диагностировать лишь при сравнении рентгенограмм симметричных конечностей.
Ожоговая травма протекает у детей тяжелее, чем у взрослых. Ожоги чаще всего бывают вызваны воздействием на ткани горячих предметов, жидкостей или пламени и относятся к разряду бытовой травмы. Реже они вызываются воздействием электротока или солнечных лучей.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми
1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний "будь осторожен", "делай аккуратно". Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на
предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях,
происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
РОДИТЕЛИ - БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
04.06.2025

Просмотров всего: , сегодня: